ПСИХОЛОГИЯ
Вопрос 1. предмет и задачи возрастной психологии. возрастная
психология - отрасль педагогической науки, рассм-я психику и психологию
личности в динамике возр. развития. ВП изучает псих. ф-ции личности на
протяжении всей жизни. Выделяют неск. этапов ВП и отрасли: (1) 1-7 лет
- детство (психол. детства); (2) 7-11 лет - младший шк. возраст (псих.
-//-); (3) 12-15 лет - подростковый возраст (псих. подр-го развития);
(4) 15-17 лет - старший шк. возраст, ранняя юность; (5) 17-22 лет -
юность; (6) психол-я взрослого человека; (7) геронто психол-я ВП
рассматривает личность человека в динамике развития. Отражает
возрастные изменения как психич функции. Так и познавательные
возможности. Пед
психология рассматривает школьника с точки зр. воздействия на него из
вне (воспитание, обучение). ВП имеет базовую терминологию: ВОЗРАСТ,
ДЕТСТВО. Возраст - цикл развития, который имеет особенную структуру,
динамику. Следует учитывать, что психологич и хронологич возраст могут
не совпадать. Детство – специфич этап развития
личности (рассматривается с 19 в. когда стало ясно что психика ребенка
отличается от психики взрослого). Детство в обыденности и психологии
отличается: в обыд-ти - от рождения до конца обучения; в псих-ии - от 1
до 7 лет. Непрерываемый процесс обучения создает ощущение детства. Для понимания потенциала, возможности и перспектив развития, необх. знать возр. особ-ти личности. Задачи ВП - развитие и динамика психики, ПП - особенности воздействия на личность с целью воспитания.
Выготский
- законы развития личности: 1. об особенностях детского развития:
детское развитие имеет свой ритм, кот не совпадает с ритмом времени.
Оно имеет свой темп, кот меняется в разные годы. 2.об особенности
детской психики, она отлич-я от психики взрослого. 3.о развитии высших
психич-х функциях (непроизвольное запоминание и внимание,
абстрактно-логическое мышление). Они не явл. врожденными, это
прижизненые образования, если не развиваются до 14 лет, то не разв-ся
вообще. 4. закон неравномерности детского развития: каждая сторона
психики ребенка имеет свой оптимальный период развития.
Сенситивные
периоды развития человека (благоприятные). Период от 1 до 3 лет
благоприятный для развития речи, от 3 до 7 – приобретение эстетических,
этических, коммуникативных и гигиенических навыков; от 7 до 23-25 лет –
для обучения.
Вопрос 2. Развитие возрастной и педагогической психологии. Возрастная
психология выделяется в 20-30 гг. 20 в. Два основных направления,
определяющих приоритетные факторы развития личности: 1.биогенетическая
школа (биогенная)2.социогенетичкская (социогенная) (1)Гезел
и Геккель счит., что в основе развития личности лежат наследств-е
факторы. Наслед-ть опред-т будущее чел-ка. (2)Противоположное -
социогенное напр-е (Леонтьев) - отдает приоритет социуму, кот. создает
условия для развития лич-ти. Чем благоприятнее условия, тем > шансов
для разв-я лич-ти.
Взаимоискл. теории: а)З.Фрейд
- надо изучать глубинные психич. процессы. Чел память фиксирует все,
даже то, что он потом не воспроизводит. Все, что зафиксировано памятью,
влияет на развитие личности. б)теория бихевиоризма - надо
изучать поведение. Считали, что личность можно сформировать в
результате управления ее поведением – два подхода – поощрение и
наказание.
Современные
психологи выделяют наследственные и соц факторы в развитии личности. 2
наслед фактора: темперамент; задатки, способности. Социальные: среда в
2-х видах – ближайшее окружение (семья, класс, друзья) и среда как
географич понятие.
В
последнее время учитываются законы развития, кот были выдвинуты
Выгодским в 20-30 гг 20 века. 1. об особенностях детского развития:
детское развитие имеет свой ритм, кот не совпадает с ритмом времени.
Оно имеет свой темп, кот меняется в разные годы. 2.об особенности
детской психики, она отлич-я от психики взрослого. 3.о развитии высших
психич-х функциях (непроизвольное запоминание и внимание,
абстрактно-логическое мышление). Они не явл. врожденными, это
прижизненые образования, если не развиваются до 14 лет, то не разв-ся
вообще. 4. закон неравномерности детского развития: каждая сторона
психики ребенка имеет свой оптимальный период развития.
Сенситивные
периоды развития человека (благоприятные). Период от 1 до 3 лет
благоприятный для развития речи, от 3 до 7 – приобретение эстетических,
этических, коммуникативных и гигиенических навыков; от 7 до 23-25 лет –
для обучения.
По
Выгодскому задача обучения – развитие высших психических функций. Эти
функции позволяют полноценно развиваться личности. Выгодский разработал
теорию, кот дополнил и оформил Эльконин – теория ведущей деятельности. Деят-ть чел-ка делится на -основную (занимает max вр.) -ведущую - возник. и диффер. новые виды деят-ти; форм-ся отд-е псих. процессы; измен-я в психике.
Вопрос 3. Методы возрастной и педагогическоой психологии. Методы науки. 1.Эксперимент.
А) естественный (исследуемый не знает о ходе эксперимента), данные
более достоверные, характерен для отечественной школы. Б) лабораторный
(не совсем хорошее и не очень изученный, используется в зарубежной
психологии, провести его легче, но результаты не совсем достоверны).
Эксперимент: кратковременный или продолжительный. Лонгитюдное - продолжительный эксперимент. 2. Наблюдение
– целенаправленно и призвано изучать один аспект псих. процессов, иначе
рассеивается внимание. Наблюдение бывает а) включенное – если человек
участвует в процессе. Б) опосредованное –
человек со стороны наблюдает за экспериментом. Составляется план,
прогнозируются результаты, выводы обязательны. 3. разного рода интервью
(анкетирование, беседа – показывает уникальный материал: между
собеседниками должны быть установлены доверительные отношения; сведения
в ходе беседы не должны быть обнародованы; составление подробного плана
исследования).4. организационные методы – тесты.
Вопрос 4. Анатомо-физиологические изменения в организме подростка. Подростковый
возраст – переходный, переломный, критический. Выгодский выделили 3
точки созревания человека: половое, органическое и социальное. В
настоящее время эти точки взросления расходятся по времени. Считается,
что расхождение этих точек взросления и образовало подростковый
возраст. Подростковый возраст появился в 19 веке. В настоящее время
подростковый возраст – это период взросления, перехода от детского
состояния к взрослому (изменение психики и физиологии). Нет четких
хронологических рамок, т.к. он связан с физиологическими особенностями
организма. Рамки этого возраста оказывает влияние обстановка, где живет
ребенок. По мнению Выгодского, рамки подросткового возраста могут
сокращаться в неблагоприятный периоды, так и расширять в благоприятные.
Подростковый возраст заканчивает тогда, когда человек чувствует себя
самостоятельной личностью. Французские психологи заметили, что
подростковый возраст связывается с ученичеством. Вкладывая
психологическое состояние, а не физиологическое. Потому считают, что
подростковый возраст можно продлить до 20 лет, а в последнее время и
27-29. Отечественные психологи не склонны расширять так рамки
подросткового возраста, и ограничивают его конечным этапом физического
созревания, примерно от 11 до 15 лет. Пик подросткового возраста 13-14
лет. Эти рамки не четкие, индивидуальные. В подростковом возрасте
происходят координальные изменения на пути к биологической зрелости.
Процесс полового созревания, рост тела, структура лица, внутренние
органы, проблема в этом моменте является то, что происходит все не
плавно, а скачкообразно ( скачок в росте, увеличение объема грудной
клетки, изменение внешнего облика, пропорции тела приближаются к
пропорциям взрослого, изменяется скелет в целом). Это обеспечивает
целый ряд проблем. Активный рост скелета не сопровождается ростом
внутренних органов – сердечно-сосудистые нарушения, неравномерность
функционирования нервной системы, эндокринные нарушения. Увеличение
роста и мышечной массы приводит к повышенной утомляемости. Диспропорция
в развитии частей тела – нарушении гармонии движения, недостаточная
координация – неуверенность в себе. Поэтому
подростковый возраст сопровождают ряд психологических и физиологических
особенностей, он опасен там, что могут сформироваться болезни: сколиоз,
близорукость, скачки давления, аритмия. Постепенно физиологическая
выносливость увеличивается и переходит во взрослую. Вся эта
неравномерность развития оказывает влияние на психологическое состояние
подростка. Поэтому подростку нужна дозированная нагрузка.
Вопрос 5. понятие подросткового возраста. Развитие личности. Подростковый
возраст – это период качественного изменения психики, связанного с
физиологич взрослением организма и изменением личности. Это возраст
кризисный – меняются потребности личности. Важнейшая
псих хар-ка – формирование личности, мировоззрения, идеалов, системы
оценочных суждений. Подростковый возраст – это период социализации
(период обретения навыков, необходимых для существования во взрослом
обществе). Поэтому за короткое время он стремиться создать взрослую
систему ценностей, целей, внешний вид. Кроме этого меняется ведущий вид
деятельности. На этот счет 2 точки зрений: А) Рубенштейн – ведущая
деятельность подростка – все равно, что учебная, т.к. отправная
ступенька для дальнейшей деятельности. Б) ведущая деятельность –
общение со сверстниками, т.к. в этой сфере формируются новообразования
этого возраста: чувство взрослости. А также формирование самооценки,
концепция «Я» и рефлексии – способность человека мысль делать предметом
мысли (абстрактно-логическое мышление). На формирование эталонного
образа оказывает окружающая среда, референтная группа (те чье мнение
особо для него значимо). Для
личности этого возраста хар-но выхождение за рамки обыденной жизни (соц
справедливость, дружба и т.д.). Для подросткового возраста характерен
познавательный эгоцентризм – когда в сознании подростка потенциально
возможное и действительно-существующее меняются местами. Характерно
потребительское отношение к взрослым. Я-концепция
включает в себя представление чел-ка о собственной личности, оценки
окружающих по поводу этой личности, идеальные представления о будущей
личности. Начальный этап – период сравнения себя сегодняшнего с собой
прошедшим. (Я-большой – Я-маленький).
Вопрос 6. Понятие ведущего вида деятельности. Выгодский разработал теорию, кот дополнил и оформил Эльконин – теория ведущей деятельности. Деят-ть чел-ка делится на -основную (занимает max вр.) -ведущую - возник. и диффер. новые виды деят-ти; форм-ся отд-е псих. процессы; измен-я в психике.
Характеристика ведущего вида деятельности:
1)Деятельность, внутри которой возникают и дифференцируются новые виды
деятельности. 2)Деятельность, в ходе которой формируются и
перестраиваются отдельные психические процессы. 3)деятельность, в ходе
кот происходят изменения в психике человека. Особенность ведущей деятельности:
каждый раз она явл почвой для формирования новообразований психики, кот
ложатся в основу другой ведущей деятельности другого возраста
1)Первая
ведущая деятельность ребенка – эмоциональное общение младенца.
2)Манипулятивно-предметная деятельность – ребенок начинает понимать,
что такое объем пространство, формируется речь,
манипулятивно-предметное мышление, теперь ведущую роль в жизни занимает
ролевая игра, приобретает опыт общения и деятельности в обществе.
3)Учебная деятельность – в стенах школы человек приобретает новый
навык, раздвигает рамки социума. 4)Подростковый – ведущий вид
деятельности – чувство взрослости, общение со сверстниками. 5)Старшая
школа – возможен возврат к учебному виду деятельности, но все зависит
от развития личности. Но не такая учебная деятельности как в (3), она
профессиональна ориентирована. Каждый вид деятельности зарождается из предыдущей деятельности.
Вопрос 7. возникновение чувства взрослости. Одной
из ведущих деятельностей в подростковом возрасте явл общение со
сверстниками, т.к. в этой сфере формируются новообразования этого
возраста: чувство взрослости. Чувство взрослости – ведущее
новообразование этого возраста. Родители и учителя говорят, что он уже
не ребенок, поэтому, опираясь на мнение окружающих, подросток
претендует на новое положение – взрослых людей, и требует правильным
считаться, что чувство взросления выражается в стремление к
самостоятельности, требовании к взрослым уважать эти качества и
считаться с ними. Это является стимулом для дальнейшего развития
личности, это переориентирует нормы ребенка в нормы взрослого. У ребенка формируется действительное желание делать что-то не «игрушечное», а глобальное.
Глобализация
интересов – характерный признак чувства взрослости. Ребенок в глубине
души осознает, что он еще не совсем взрослый, на этом состоянии
базируется двойственное отношение к взрослым. 1)Требуют признания
взрослости. 2)Нуждаются в опеке и поддержке. Поэтому родителям стоит
перходить к вербальным формам общения, сохраняя объем общения прежним. Следует учитыват, что ребенок требует не столько прав, сколько их признания, при нежелании принимать на себя обязанности. 12-13
лет – появляются первые признаки ценностного конфликта. Этот конфликт
характерен для юношеского возраста. Он выражается в отстаивании
школьников собственного понимания справедливости: объекты – родители и
учителя. (подростки ловят родителей на несоответствии их требований и
собственных действий). Главное – правильно сформированные ценностные ориентиры.
Причины
поведения кроются в особенности психики: 1)Глобализация интересов.
2)«познавательный эгоцентризм» - особенность подросткового восприятия,
когда реально-существующий и потенциально-возможное меняются местами. Аргументация
– способ вернуть подростка «на землю». Появляется потребительское
отношение к родителям и ко взрослым вообще. Подросток может испытывать
ревностное отношение к родителям/учителям, если они ещё кому-то уделяют
много внимания. Не стоит полностью подстраиваться под желания
подростка, но и не стоит их подавлять. (может привести манипуляцией
родителей, а во 2-ом сформирует личность, которая будет всегда
подстраиваться). Родители побуждают ребенка к деятельности. Понять
причину успехов/неудач, на чем формируется настоящая взрослость.
Вопрос 8. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте. Познавательные процессы изменяются: изменения в мыслительной деятельности, изменения в учебной деятельности. Изменение
в учебном процессе рассчитано на более самостоят деят учащихся. Здесь
задействованы все виды обучения от элементарных до сложных. Организация
учебного процесса преследует цель сделать доминирующей самост
деятельность. Считается, что в этом возрасте получение образования
будет осознанным.
Учебная мотивация представляет собой сложную структуру: социальные мотивы – понимание важности знаний; познавательные; личные – стремление пользоваться авторитетом в коллективе. Доминирующим мотивом явл личный. Если учеба формирует авторитет человека в референтной группе, значит учебная деятельность активизируется. Межличностные отношения учителя и ученика в этом возрасте играют огромную роль. Поэтому
в подростковом возрасте отмечаются противоречивые тенденции с одной
стороны стремление приобретения авторитета за счет учебы,
«жизнерадостное наплевательское отношение к оценкам». Но подросток
сильно переживает свои неудачи в учебе: снижается самооценка, для
утверждения приходится искать новую сферу деят. Подросток способен
справляться со сложными заданиями, т.к возрастает объем внимания,
запоминания, мышления. Внимание становится последовательным, плановым,
всесторонни. Память приобретает характер организованной и управляемой.
Непроизвольное внимание и запоминание сохраняются, но занимают меньший
объем. Устойчивости внимания мешает импульсивность. Для подростка
хар-на избирательность внимания в силу дифференцированного отнош к
учебному процессу. В основе лежат интерес и межличностные отношения.
Наблюдается нарастающая способность к абстрактному мышлению при наличии
др видов мышления. Хар-но стремление к организации учебного процесса и
управления им. Рекомендации: мера трудности заданий должна быть соотносима с возможностями школьника.
Вопрос 9. Причины отклоняющего поведения у подростков. Подростки
остро нуждаются во внимании и поддержке взрослых, т.к. подростковый
возраст - переходный, критический. У подростков появляются претензии на
права взрослого человека, но подросток еще не желает воспринимать
обязанности. Они все критикуют, но сами ничего не делают, пренебрегают
обыденными домашними делами, иногда - учебой. Объектом их критики
становятся родители и учителя. Из-за конфликтности подросткового
возраста его ассоциируют с трудновоспитуемостью. Трудновоспитуемость
связана с неприятием подростком законов социума. Выделяют 2 типа поведения: 1.дивиантное - отклоняющееся от общей нормы; 2.деликвентное
- нарушающее нормы, законы, противозаконное поведение: уголовно
наказуемые правонарушения, поступки, не влекущие уголовного наказания,
проступки. Существует комплекс причин отклоняющегося поведения подростков: влияние семьи и окружающей среды (сверстников). Сущ-т 5 семей риска:
1.семьи, чьи соц. хар-ки создают повыш-ю вероятность
неблагоприятно-воспитательной ситуации. К таким относят конфликтные,
мигрир-е, семьи в стесненных мат-х условиях, невысоким образов-м
уровнем. 2.педагогически неверно ориентир-е семьи: жестокие родители,
либо гиперопека. 3.нравств. неблагополучные семьи, асоциальные. 4.семьи
невысокой воспит-й к-ры, воспитывают по принципу "как все". 5.неполные
семьи. Дети, ввыросшие в таких семьях не все ведут себя дивиантно и
учатся выходить из конфликотв сами. Однако ребенок практически остается
без опеки, а адекватно оценивать ситуацию еще не может.
Вопрос 11. Развитие личности в юношеском возрасте. Меняется
ведущий вид деят-ти, он смещается в учебу, кот.связана с выбором
будущей профессии. Большую роль играет выбор дальнейшего жизненного
пути, все остальное отходит на второй план. Центральный
психологич. процесс-формирование личностной идентичности, т.е.
определение собственного места в обществе взрослых людей, определение
профессион-го выбора. Развитие идет по 2-м противоположным направлениям: преодолевает кризис, непреодолевает кризис (ложная идентичность) 1)не
имея профессион-го выбора перестают общаться со сверстниками 2)не могут
строить долговременных жизненных планов, т.к. перспектива не
определена. 3)чел-к не способен мобилизировать свои внутр.ресурсы
4)возможно формирование негативной идентичности, отказ от
самоопределения
Преодолевая кризис идентичности проходит несколько этапов: 1)неопред.
или размытая идентичность (не выбрал профессию, формир.критерии выбора)
2)возможна досрочная идентификация (не самост. делает выбор, а под
давлением чужих убеждений) 3)этап моратория выбора (этап кризиса
самоопред-я) 4)этап зрелой идентичности(кризис завершен, выбор сделан) Если критерии не сформированы, то навсегда остается на этапе моратория. Не нашел места в жизни, не вписался в окружающую среду. Ключевая
проблема кризис идентичности. Процесс развития имеет свои особ-ти,
каждый школьник может оценить "+" и "-" стороны личности,
т.к.приобретает навыки. Подростки объективнее оценивают себя, чем
старшеклассники. Критерии собств.оценки сложно выработать в ст.кл. ,они
оценивают себя не объективно, а завышена самооценка. Появляется
юношеский максимализм, когда чел.себя переоценивает, а к окружающим
относится чрезмерно критично. Старшекл. в
состоянии сформировать сложные оценочные хар-ки. Они касаются разл.
оценок личности, проявления ее деят-ти (чувство долга,
собств.достоинства).При этом в самооценке
др.врем.хар-ка:"Я-наст.","Я-буд.".Большую роль оказывает процесс
идентификации. Формируется образ идеального взрослого.
Вопрос 16. Педагогическое общение. Принцип К.Роджерса. Педагогическое
общение – взаимодействие учителя и учащихся, целью кот явл оптимизация
пед прогресса, создание благоприятных условий для управления процессом
воспитания в детском коллективе, для правильного формирования личности
учащихся (познават, воспит и психологич задачи). Принцип
Роджерса лег в основу педагогики-сотрудничества. Осн. принцип этого
восприятия принимать ребенка таким, какой он есть. Для теории Роджерса
хар-на перцептивная простота. Традиц педагогика воспринимает личность
ученика через сложившуюся систему оценочных суждений. По мнению
Роджерса. Человек приспособлен к решению проблем путем сохранения
самооценки и активизации творческого Я. Педагог может повлиять на
воспитанника, если позволяет ему оставаться самим собой. В основе - сопереживание,
благожелательность. Нельзя не реагировать на факты неэтичного
поведения. Но проступок случайный или сознательный не может
расцениваться как мерило личности. Метод доверительного общения –
ведущий в данном случае. Эмпатичное слушание особенно важно для
педагога. Такой подход позволяет безболезненно и
результативно корректировать самооценку личности. Отсутствует практика
насильственной корректировки личности, педагог не воспринимается как
соперник или противник. Цель – успешная адаптация личности в обществе при сохранении лучших качеств.
Вопрос 17. Возрастной кризис. Кризисы взросления. Возрастной кризис связан с возникновением новых потребностей и появлением затруднений с их выполнением. 1 кризис – 3 года – проблема социализации. 2 кризис – 7 лет – изменение личности 3 кризис – подростковый – взросление. Кризис не означает конфликта, а означает переход на новую качественную ступень. 3
года – кризис социализации. Проявление личности негативизм. Упрямство,
строптивость, своеволие, к стремление к эмансипации от взрослых,
протест, деспотичность.
Зап психологии счит, что ребенок уходит от взрослых. Пытается создать свой собственный мир. Отеч психологи счит, что это попытка выстроить новые отношения. 7
лет. Причины – новый этап социализации. Это скачок в физ развитии. Это
кризис обобщения переживаний. 1.Потеря непосредственности. Между
желаниями и действиями вклинивается переживание о последствиях действия
для самого ребенка. 2. Манерничание. Симптом «горькой конфеты». Кризис
подрост возраста более длительный. В среднем 13-15 лет. Все качества
3-х летнего возраста проявляются и здесь. Это связано с этапом
социализации и чувством взрослости. В этом возрасте сказывается
физиологич развитие. Течение кризиса может быть как конфликтным, так и
нет. Это зависит от того, насколько подростку удается удовлетворить
свои потребности от того какие потребности определены доминирующими,
как складываются отнош со взрослыми и сверстниками. Для этого периода
существ несколько закономерностей при общении со сверстниками:
обязательная включенность в группу сверстников (усваивается норма
поведения, нравственные и этические ценности, реализуется чувство
взрослости).
По
степени включаемости: желание поддерживать регулярные отнош, но кол-во
сверстников ограничено; регулярные отнош на базе общих интересов;
интересы, привязанности. Общая атрибутика. Полное растворение чел-ка в
группе. Псевдоодиночество хар-но для этого возраста. Эмпатия –
способность чел-ка поставить себя на место другого. Это новообразование
формируется к 14 годам.
Вопрос 19. стили педагогического руководства и педагогического общения. Выделяют
стиль общения и стиль пед.рук-ва. Под стилем общения понимают
индивидуально-типологич-е последовательность взаимодействия учителя и
ученика. Стили общения выражаются в особенности коммуникативных
возможностей, здесь отражается достигнутый уровень взаимоотношений
учителя и уч-ся, индивидуальность. В стиле пед.общения реализуются
творч-е особ-ти коллектива. Стилей пед. общения несколько: 1)на основе
увлечения совместной творческой деят-тью. 2)на основе дружеского
расположения 3)общение-дистанция 4)общение-устрашение
5)общение-заигрывание
В
зависимости от стиля общенияч приходится подбирать учебный материал. В
основе стиля общения лежат цели деят-ти (если основа- передача знаний,
но он базируется на общ.-дистанции).Группа д.б.небольшая,а интересы
совпадать(если цель общая, то на основе увлечения).При учете
инд.-личностных особенностей, при уважении(на основе друж.отнош.). На
основе сформировавшихся стилей общения выделяют стили рук-ва
(управление учебной ауд.и процессом обучения).Есть 3 стиля рук-ва:
1)авторитарный 2)демократический 3)либерально-попустительский
1)базируется
на стилях общения-устрашение, дистанция. Преподаватель дистанциируется
по отнош. к уч-ся. ограничивая сферу общения только дидактическим
общением. Общается сухо, в оценках категоричен, не любит когда
перебивают, не считается с требованиями ауд. и тд. 2)простота, искренность общения с уч-ся,уважение достоинств личности, выражение требований в форме предложений и тд. 3)явл.
следствием нетребовательности к ауд., отсутствие четких требований и
критериев, отсутствие настойчивости в выражении своих требований,
отсутствие навязывания своего мнения. Для
того,чтобы дем-й стиль исп-ся в школе,уч-ся должны иметь навыки такого
общения. Препод. должен вводить этот стиль постепенно, т.е.переход от
команды к просьбе. Для коммуникат. деят-ти важны особ-ти речи, все
остальные вещи индивидуальны.
Вопрос 20. Педагогическое общение. Особенности дидактического и коммуникативного общения. Педагогическое
общение – взаимодействие учителя и учащихся, целью кот явл оптимизация
пед прогресса, создание благоприятных условий для управления процессом
воспитания в детском коллективе, для правильного формирования личности
учащихся (познават, воспит и психологич задачи). Пед общение разделяется на: - предметное ( во время урока) - коммуникативное – задача установить психологически комфортное взаимодействие. С
точки зрения обучения ведущим явл предметное обучение. В основе пед
деят лежит коммуникат общение. Основная задача коммуникативного общения
– воспитание личности. Первые
7 лет жизни чел-ка появл потребность в благоприятном общении,
сотрудничестве, уважит отнош взрослых, во взаимном понимании. С
возрастом эти потребности усиливаются. Показателем
успешности коммуникативного общения явл: атмосфера творческого поиска
или эмоц познават активность учащихся; дух сотрудничества и
взаимопомощи; культура делового и межличностного взаимодействия;
взаимная удовлетвор общения.
Таким
образом, коммуникативное взаимодействие направлено на согласование и
координир деятельность учителя, ориентировано на создание совместимости
и создание сопереживания в коллективе, и формирование культуры
учащихся.
Требования к учителю:
коммуникат компетентность, т.е. система знаний и практич умении;
педагогич коммуникабельность, т.е. способность педагога к продуктивному
взаимодействию, независимо от его личностных качеств. Причем сверхобщительность только мешает. Главное качество педагога – эмпатия, способность поставить себя на место др чел-ка. Личностная аттракция – личностная привлекательность педагога.
Ведущие признаки общения:
положит тональность, доминирующе переживание чувства удовлетворенности
общением; взаимная личностная аттракция; понимание детей, способность
устанавливать контакты; способность к конструктивному решению
противоречий; эстетика общения. Принципиальна
псих установка на понимание. У начинающих учителей слабо развита эмоц
отзывчивость. Необходимы знания темпераментов, выявление акцентуации
хр-ра, место личности в социуме. Пед общение реализуется через этапы: моделирование – прогностический этап; организация непосредственного общения - начальный; управление общением в развивающем процессе; анализ обучения.
На втором этапе задача педагога завоевать коммуникативное преимущество.
Вопрос 14 и 21. пятиклассники. Начальная/ Основная/ Полная школы. Младшая/ Подростковая/ Юношеская. Пред пубертатный/ Пубертатный/ Пост пубертатный периоды.
9-11
лет – период, к-й захватывает конец начальной школы и начало средней. В
это время телосложение детское сохраняется, но начинаются внутренние
изменения в организме, не оказывают внешнего влияния, они боле
чувствительны. Они зависят от эмоциональной обстановки, которая их
окружает, нуждаются в повышенном внимании, этот период в основном
стабилен.
Эмоциональное
состояние – позитивное. Ведещий вид деятелньости – учебный. Устойчивое
эмоциональное состояние и прежний вид деятелньости ребенку успешно
адоптироваться к внешним условиям. Основные задачи развития: овладение
базовыми школьными знаниями и умениями. Приобретение умений учебы в
средней школе. Развитие учебной мотивации, формируются навыки
сотрудничества, приобретение навыков самооценки. Переход вне
зависимости от наличия/отсутствия кабинетно-предметного обучения.
5
класс воспринимается как важный этап, т.к. ребенок ориентируется на
взрослых + изменение способов обучения. В этом возрасте человек
связывает предметы с определенной областью знаний и понимание этого
факта воспринимается как качественно новая ступень. Все 5 класснки с
удовольствием относятся к предметной деятельности.
1)Они считают, что готовы успешно учиться по всем предметам. 2)Все неудачи в учебной деятельности остануться в прошлом.
Эмоциональное
состояние позволяет наладить контакт со всеми учителями. Учебная
мотивация в её основе лежит мнение родителей. Если эти ожидания не
реализуются ребенок теряет интерес к обучению в случае первых неудач.
Программа не учитывает физиологических особенностей. Они ориентированы
на подростков. Симптом «учитель – кисть винограда» -
дезадаптация – следует обратить внимание. Симптом: ведет себя дома как
маленький – тоже дезадаптация. Родители и педагоги должны взрослить
пятиклассника. Предъявляют ему чрезмерные меры: смелость,
организованность, одновременно подчеркивая детскость его положения.
Этот подход – плохо, это вызвыет дезориентация требования, а потом
начинается манипуляция взрослыми. Задача педагога: обратить внимание
родителей на возрастные особенности: черезмерно эмоциональной отношение
к учебному процессу.
В основе _ 5 класс -
успешно заниматься всеми предметами, лежит субъективная оценка, что
дает возможность приобретать новые навыки. Развиваются новые умения и
интересы. Преобладание эмоционального фона свидетельствует о
эмоциональном перенапряжении нервной системы, и соответственно реакции:
капризы, плач, отказ от деятельности, устойчивое положительное
отношение к себе не позволяет ребенку сформировать реальное
представление о своих возможностях. Неудачи оказывают влияние на
формирующуюся самооценку. Особенность возраста: неудачи воспринимаются
как единичные, не имеющие ни какого отношения к его способностям и
возможностям.
Задача
учителя выработка объективных критериев успешности. Формирования
стремления проверить свои возможности, и находить пути их развития (с
помощью взрослых).
Индивидуальные
особенности школьников: чрезмерная медлительность, чрезмерная
чувственность, робость, пассивность, медленная речь.
Организация
учебного процесса в школе не учитывает личные особенности. Ребенок
вынужден адаптироваться в школе. Классный руководитель должен
ознакомиться с учащимся, в школе обратить внимание на психологию
личности, обратить внимание педагогов, поговорить с родителями.
5 класс еще возможности провести коррекцию личности. Учитель задет рамки поведения, выбирает темп деятельности.
Субъективные трудности школьников (переход от младшей к средней школе).
1)Недостаток
учебной подготовки при хорошем умственном развитии вызывает
затруднение. Но внешне даже кажется, что они – умственно отсталые, но
они педагогически запущенны. 2)Индивидуально –
психологическая несформированность мыслительных действий,
несформированность речевого развития. Недостатки формирования памяти и
концентрации внимания. Преподаватель вынужден диагностировать детей и
давать родителям рекомендации по коррекции. 3)10
– 12 лет – благоприятное время для тренировки памяти. Путем игровых
форм направить деятельность учащихся для развития внимания. Психология
советуют тренировки проводить во вне учебное время (ученики чувствуют
себя спокойнее в однородной отстающей среде, занятия проходят лучше).
Слабая производительность поведения – нежелание и невозможность себя
заставить делать что-то: переутомление, после болезни, конфликт со
сверстниками /преподавателями. Если поведение не ситуативное, то это
сигнал для психолога.
Центральное направление деятельности учителя историка: с помощью взрослых, новое знание и новое учебное знание.
Этапы:
1.Проверка базовых умений и знаний (техника чтения). Для облегчения
понимания ученика надо ознакомить с учебником, чем отличается отрасль
знаний. Знакомство начинается с оглавления, комментарии этапов
изучения, рамки, знакомство со структурой, обращать внимание на разные
виды текста, объяснять что каждый из них обозначает. На первых уроках
используется знакомый учащимся прием объясняемого чтения. Чтение –
объяснение – беседа. Это чтение помогает осознанному усвоению
просчитанного сначала выделяется абзац в тексте, определяется основная
мыль, выявляются смысловые связи, а так же связи текста и иллюстрации.
В
ходе беседы систематизируются знания, полученные учениками из разных
источников. В последствии задания по учебнику усложняется, учитель
ПРИВИВАЕТ НАВЫК НАХОДИТЬ ФАКТИЧЕСКИЙ МТЕРИАЛ САМОСТОЯТЕЛНО и
выписывать его (но на практике это явление редкость). В этом возрасте
учитель прививает навык письменно отвечать на вопросы. Следует
формировать умение формулировать ответы самостоятельно. Учащиеся с
этого возраста должны усвоить, что готовых ответов в учебнике нет, а
текст, нуждается в интерпретации. Задача учителя приучить школьника
выделять не понятные места и неизвестные термины. И требовать
запоминать их. Тот отрезок текста который не понятен, здесь необходимо
приучить школьника не пропускать непонятные слова, а разбирать их. На
этом этапе нужно приучить ихз работать со справочной литературой.
Особенности: успеть изложить весь материал и объяснить не используя сложных терминов. Учитель
должен научиться выделять главное в параграфе учебника. Значительное
место занимает персказ учебника, выявление ключевых особенностей, но и
он должен быть связным логичным и последовательным. Т.О. при работе с
учебником у ученика 5 класса должны сформироваться умения: выделять
главное в отрывке текста, для ориентирования в содержание учебника
использовать его оглавление, пересказывать текст используя иллюстрации.
Составлять простой план рассказа.