Чудеса бывают! Главное- верить в них.

Вопрос 2. Формирование исторических представлений. Представление-образы,кот.возникают в воображении чел-ка и основываются на конкретных,уже видимых им образах,реально сущ-х.

Ист.представление
базируется на основе житейских знаний чел-ка,большой вклад вносят
лит-ра,СМИ и тд.,а также школа.Процесс обучения в школе построен
наипереходе от чувственного восприятия к рациональному.На
чувст.-познание ч/з живое созерцание.Активно исп-ся с 1-6кл.(в истории
5-7кл.).Ведущее значение имеет формирование правильных ист.понятий,оно
осущ-ся зрительно,ч/з созерцание наглядного образа,ч/з описание
ист.факта в устном изложении чел.

Группы
ист.представлений: 1)о фактах прошлого,кот.охватывают все стороны жизни
об-ва(матер.жизнь,предметы быта,орудий труда,об ист.деятелях,об
ист.-культ.фактах. 2)об ист.времени,т.е.соотношение опред. факта к
опред.времени(век,пол века),показ длительности и послед-ти
ист.собвтий,создание представлений о времени помогает школьникам
представить поступ.хар-р развития и закономерности развития об-ва. 3)об
ист.пространстве,отнесение опред.ист.событий к конкр.месту действия или
локализацию событий.

Это помогает школьникам усвоить особ-ти развития гос-ва,причины развития,замысел и ход военных действий.

Наиб.активно ист.представления разв-ся в 5-7кл. Причины:1)маленький запас ист.знаний.2)ведущий тип мышления-наглядно-образный.

Ист.представление
всегда должно опираться на ист.факт.Для создания правильного
ист.представления необх.исп.видиоряд(или наглядность),кот.коментир-ся и
объясняются учителем.Например,изображении иллюстрации чел.

В
рез-те формирования этих образов,решается целый ряд обучающих
задач:1)формир-ся устойчивые прочные знания.2)формир.правильные
ист.представления.3)история как предмет приобретает персонифицированные
хар-ки.Лента времени-показывает вр.и длительность
событий.4)формир.хронологич.аппарат5)об ист.географии.работа с
ист.картой,она отражает расположение гос-ва,его развитие,границы.

Вопрос 3. классификация исторических понятий. Историч понятия формируются на основе историч представлений. Ист. представления-индивидуальны, а ист.понятия - универсальны. Понятие
– опред форма мышления, определяющая логику. Этапы: создание целостной
картины историч явл, выделение его сущности; опред понятий и упражнения
по их использованию; выработка умений оперировать понятиями, применять
их в анализе историч явлений.

Индуктивный
путь – вводится в оборот сам термин и насыщается некими первичными
признаками. На ранних этапах может использ и дедуктивный подход. Требования
к формированию историч понятий: четко выделять общие и различные
признаки понятий; вычленять существенные и несущественные признаки
понятий и изучения явлений; начинать с главного определяющего признака.

Классификация истор.понятий: 1)по содержанию ист. материала-эк-е:об
орудиях труда,о видах хоз-й деят-ти,об эк-х процессах и тд
.-соц.-полит.:соц.отнош.,полит.устройство
гос-ва:империя,республика,гос-во,дем-я,рев-я/
-ист.-культ-е:гуманизм,мат.и дух.к-ра. -идеологические:религия,соц-м,идеология.

2)по степени обобщенности: -частно-историч-е - отражает факты, хар-е специфические для одного периода истории отдельных стран - смерд,боярин,сфинкс. -общеисторич-е-
факты и явления, свойственные развитию нескольких стран одного
ист.периода. Признаки этих понятий изучаются на протяжении курса, неск.
тем. Этой группе принадлежит ведущая роль в изучении истории. -социологические
- отражают общие связи и закономерности ист. развития. Постепенно
раскрываются на протяжении всех курсов (понятие гос-ва). Нач.этап-введение
термина и насыщение общими признаками,понятными для уч-ся,затем знание
понятийного аппарата,затем первое обобщение.Весь период посвящен
выделению понят.аппарата и обобщению.

При формировании понятийного аппарата следует учитывать возраст школьников. - школьники млад возраста легче усваивают понятия, имеющие выраженную эмоц окраску. -
школьники стар возраста они раскрываются логически на основе ранее
изученного материала. Для эффективности формирования понятий6 следует
учесть роль конкретных представлений и типичных образов.

Этапы
формирования историч понятий: овладение частно-историч понятиями;
соотнесение единичных понятий, усвоение их специфич признаков;
соотнесение единичных понятий с особенностями и общими признаками;
формируется целостная система понятий. Таким
образом, историч понятия – стержень системы историч знаний, усвоение
учащимся наиболее важных, существ. признаков историч фактов,
обеспечивает отражение в их сознании историч событий и явлений.

Вопрос 4. Методы и формы обучения истории. под
формой обучения понимают особенности организации учебного процесса. Она
определяет разновидности взаимодействия. Выделяют: очное, заочное,
семинар, урок. Могут быть направлены и на теоретическую, и на
практическую подготовку.

Под
методами понимают приемы, кот. пользуются при организации уч. процесса.
Метод – способ исследования, совокупность приемов или операций
подчиненных решению одной задачи для достижения определенной цели.
Метод в отличие от формы всегда имеет цель. Уровни методов обучения:
частнодидактические(используются в огранич круге предметов),
общедид-е(распр.на все предметы обучения).
Выделяют:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
(воспроизведение),проблемное изложение, частично-поисковой метод,
исслед-й метод.

Объяснительно-иллюстративный
- сочетает два основных вида деят-ти учителя - устное объяснение, кот.
подкрепляется наглядным изображением или тестом из учебника. Этот метод
очень доходчив, его задача в том, чтобы учащийся смог найти необх.
раздел материала в параграфе, требуется только узнавание материала. Репродуктивное обучение
обеспечивает 2 уровень знаний - знания-копии, в основе- прямое
воспроизводство материала, кот дается учителем и учебником. Задача
ученика -пересказать. Уровень умственной деятельности 2-й. Проблемное обучение
- исп-ся в старших классах в полном объеме, с 7класса вводятся
проблемные вопросы. Проблемное обучение представляет собой прием, в
кот.уч-ся ставятся в ситуацию интеллектуального затруднения, и
использованные данные должны дать ответ на вопрос или решить проблемную
задачу. При этом не требуется прямое воспроизведение материала уч-ка. Проблемное обучение делиться на: - проблемное изложение. Учитель сам ставит проблему и сам ее разрешает. Привлекая внимание учащихся, сам формулирует выводы. - учитель сам ставит проблему, этап разрешения учащимися, но учитель ставит выводы. - учащиеся формулируют учебную проблему, сами ее разрешают, но выводы делает учитель. - учащиеся все три этапа урока разрешают сами, а учитель активно участвует в подготовке и корректирует.

Частично-поисковый решает
несколько задач: активизация мыслительной деят.4 развитие логич и
абстрактного мышления. Приемы: элементы самост поиска, поставленной
учителем задачи с привлечением историч лит-ры и источников. Возможность
выдвижения самост гипотезы учащимися. В исслед.- ученик полностью
решает проблему,привлекает лит-ру,исп-т источник.

Основной метод – эвристическая беседа (организованное обсуждение). Формирует 3-й и 4-й уровень умственной деятельности. Использование методов не всегда зависит от формы организации уроков. Возможно использование различных методов. Опрос дом.зад – репродуктивный + проблемное задание Объяснение нового материала – объяснит-иллюстр + проблемное изложение. Методы отличаются по целям, кот ставятся в процессе обучения. Однако, чем разнообразнее, тем больше учебных знаний.

Вопрос 5. Основные приемы изложения материала. Устное изложение. Устное
изложение – основной прием обучения. Выполняет 3 функции:
информационная – воссоздание целостных картин прошлого и современности;
логическая – доносит до создания учащихся доказательную силу мысли;
воспитательная – формирует мировоззренческие ориентиры личности. Виды изложения: 1)повествование-
сжатое сообщение или рассказ об ист.фактах, сюжетное повествование об
ист.событиях, процессах, деятелях и тд. Особенность - композиционная
целостность, динамичность, эмоциональность. Сюжетное повествование-это
подробное эмоциональное повествование,имеющее определенный ист.сюжет.
Сюжетное повествование ориентировано на формирование ист.образов и
представлений.Такое повесвование исп.не на каждом уроке,исп.как
иллюстрация к общему повествованию на уроке.Весь остальной материал
излагается ввиде сообщения.В его ходе излагаются осн.
ист.данные.Удачное сочитание сюжетного повествования и осн.материала
позволяет привлекать к обсуждению.И рассказ и сжатое
повествоват.изложение используются в теч.всего времени
обучения.Соотношение может быть различным.Рассказ должен быть в начале
обязательно,дальше исп.реже.Особенно удачен прием при проблемном
обучении. 2)описание-изложение
существенных черт,признаков,вида,хар-ра ист.явлений.с помощью него
хар-ся условия жизни и труда,место ист.событий,настроения об-ва и
тд.Бывает картинное и аналитическое описание.Картинное способствует
созданию образных представлений о предметах прошлого(описание
средневекового рыцаря).Аналитическое применяется при ознакомлении
учащихся с развитием предметов труда и быта,опис.полит.устройство
об-ваи тд. 3)школьная лекция.Требования к устному
изложению:образность и конкретность.Образность позволяет создавать
ист.представления.Конкретность-точное соотв.хар-к ист.периоду о
кот.идет речь.

Вопрос 6. Наглядное обучение. Наглядное
обучение развивает воображение,наблюдательность.Необх-ть описания
ист.картины развивает речь.Выделяют 3группы наглядных средств
обучения:предметная,изобразительная,условно-графическая.Под предметной
наглядностью понимают использование в процессе обучения и восприятия у
уч-ся подлинных веществ.памятников или мат-х
следов(манумент-е ист.памятники,памятные места ист.событий,орудия
труда, предметы быта,одежда,украшения и тд.).Доступность этой категории
нагл.ср-в обучения неодинакова.Рекомендуется максимально исп.музейный
материал,ценным считается,если учитель самост.проводит урок на основе
музейного материала. Более доступна изобразительная наглядность. Она
предполагает исп.научно-обоснованных реконструкций архитектурных
памятников,предметов труда и быта и тд.Реконструкции воплощаются в
моделях, макетах, копиях, изготовленных в полном соотв-ии с
материалом.Здесь исп-ся-картины,репродукции,худ.фильмы и тд.Это
обеспечивает прочное ускоение знаний.Условно-графич-е отражает
взаимосвязь м/у ист.явлениями и динамикой
карты,схемы,графика,диаграммы.Сложнее всего школьникам работать с
диаграммой,т.к.там статистический материал,реже исп.сравнительные
диаграмные рисунки.Проще воспроизводить графики.

Среди типов уроков выделяют:1)вводный2)изучение нового материала3)комбинированный4)обобщающее повторение

На
вволном уроке описываются основные хар-ки,объясняется хронология
материала,специфика предмета.Вводный урок должен помочь учащимся
восстановить в памяти основные знания предыдущего курса и дать общую
хар-ку нового курса истории.В содержании вводного урока важны
установки,помогающие ученикам войти в новую тему.При необходимости
учитель должен выявить уровень базовых знаний учащихся.

При
переходе к изучению нового материала важен логичечкий переход,учитель
должен вызвать интерес к новой теме,подчеркнуть связь с предыдущей
темой,напомнить об основных понятиях,определяя перспективу для изучения
послед-го материала.Осн.часть урока -устное изложение.Рассказ учителя с
учетом психологич.особенностей учащихся,особенности внимания
учитываются в первую очередь.Хар-на частая смена деят-ти метода
преподавания:составление таблиц,работа по карте.

Комбинированный урок включает несколько этапов:1)проверка д/з2)объяснение нового материала3)закрепление4)объявление д/з

1)проверка
д/з должна отвечать требовагниям:включение всех в работу,учет
особенностей уч-ся,дифференциация проверки,связь содержания д/з с новой
темой,определение места проверки на уроке,должна учитываться мотивация
вопроса.

3)Закрепление материала-вторичное восприятие и осмысление материала,изучаемого на уроке.

Цель-добиться
заоминания изучаемого материала,установить связь с ранее
изученным,усилить внимание учеников,проверить запоминание.Место
первичного запоминания зависит от хар-ра изучаемого
материала,рекомендуется поэтапное закрепление,сразу после рассказа
учителя. Проверяют:опорные факты,плследовательность ист.событий,осн.содержание материала,хронологию,персоналии. Ответы д.б.краткими без подробностей.В старших классах заменяют итоговым выводом,его может делать учитель и ученики.

4)Д/з
д.б.конкретным и соответствовать цели урока,быть
разнообразным,посильныь и доступным.Назвав параграф учитель
разъясняет,на что надо обратить внимание,что запомнить,какие вопросы и
задания кому и как выполнять.Оно должно проверяться у большенства
учащихся.

Вопрос 7. Предмет и задачи методики преподавания истории в школе. Методика
преподавания - это отрасль пед. наука о задачах, содержании и методах
изучения истории. Цель-повышение эффективности процесса обучения в
школе. Она должна предусматривать результаты обучения от постановки
цели до результата. Цели обучения меняются с теч. вр. и откликаются на
требования об-ва. Цели:1)закономерность исторического
процесса.2)понимание причинно-следственных связей.3)патриотическое
воспитание.4)развитие способностей осмысливать прошлое и
действительность.5)формирование уважительного отношения к собств-й
истории.

Группы целей, они конкретизировались и расширялись:1)обучающая2)развивающая3)воспитательная

1)конкретные
знания, кот.ученик должен усвоить в теч.урока(на урок или
тему).2)умения и навыки,кот. ученик приобретает в процессе обучения(на
урок).3)моральные ценности,вклад-ся в процесс обучения(на всю тему или
курс обучения).

Февраль 2004г.-последний гос.стандарт. На него ориентированы уч.программы, учебники, курсы. Содержание обеспечивается: работой в классе, внеклассной работой, внешкольной работой. Методы- это способ, прием дея-ти, подходящий для разрешения задач:1)словесные2)логические3)наглядные4)проблемные и тд. Суть
в том, что они обеспечивают двустороннюю деят-ть ученика и учителя.
Позволяют достичь оптимального рез-та обучения,сформировать
умения,реализовать цели.Нужны средства обучения для реализации методики. Средства-это
то,что обеспечивает процесс(учебники,карты и тд.).Они должны
обеспечивать познавательные возможности школьников.Особенности
субъективного развития личности:быстрота запоминания,глубина и
прочность, наличие и отсутствие приема деят-ти.Средства могут ускорить
процесс,а могут затруднить.

Результаты обучения связаны с реализацией поставленной цели, и отражают достигнутый уровень знаний и умений учащихся.

Выделяют 4 уровня результата обучения:1)обобщение
знаний и воспроизводство получается на нескольких уроках,логическое
изложение в пределах одной темы.2)обобщение материала в ределах
нескольких тем,выделение сквозных тем.3)ориентирование в материале по
курсу,установление причинно-следственных связей.4)установление
причинно-следственных связей,формирование выводов,формирование научного
мировоззрения. Т.о.рез-ты обучения показывают были реализованы цели полностью или частично.

Вопрос 8.Обучение в Российской империи. Синопсис-первый
учебник в Р., в нем история Р.и Украины.Как предмет история появляется
в 17в.,как обязательный предмет-в 19в.В нач.19в.с созданием
Мин.нар.просвещения поставлена цель воспитания-цель
профилизации.Содержание ориентировалось на запоминание,но было
перегружено фактическим материалом.Постепенно в 19в.формируется
несколько взглядов на цели этого предмета.

1)либеральное направление2)радикальное3)консервативное

Учебник
Иловайского-консервативный уч-к. 1)В уч-х набор фактического
материалано это не главное,надо учиться устанавливать причины и
последствия. Необходим прием рассуждающего изложения. Были изданы
учебники для гимназий,они отличались от Иловайского, но в них
проблема-сложные для чтения детей-школьников,т.к.составляла
профессура,доминировал лекционный подход.

2)Радик-е(Покровский,
Рожков,Ковалевский,Виппер).Формирование материалистического
мировоззрения, по их мнению,осн. внимание надо уделять изучению
общественных отношений,формированию формир. историч. и социолог.
понятийный аппарат.Развитие должно проходить индуктивно,учащийся должен
иметь набор фактов,но делать вывод сам(говорил Виппер).

Рожков
считал,что в основе должна лежать работа с документ.материалом, задача
учителя-ввести ученика в изучение источника,необх.формирование
самостоятельных навыков.Ковалевский соглаш-ся с необходимостью изучения
источника, но главное-изучение соц-х конфликтов и клас-борьбы.

Выходят
новые учебники-в основе кот.образное изложение. В нач.20в.в 1и2классе
гимназии вводят элементарный курс истории.С 1913г.-курс древней истории
для 3кл.Преподователями сформирован тезис "о взаимном сотрудничестве
ученика и учителя".Однако после Октябрьской рев-ии все изменяется.

Вопрос 9. Развитие методики преподавания в советский период В
советский период исп-ся учебник Ковалевского,но в результате реформы
системы образования предмет история был ликвидирован.В младшие классы
вводились комплексные программы,т.е составлены по темам и сочитали
тематич.,соц.,эк-е знания.Они объясняли развитие жизни,минимизировали
роль учителя,т.к.доминировал лабораторно-бригадный метод обучения.Весь
класс делился на группы и каждому давалось задание,т.е.учитель только
распределитель."+"-широко изучалось краеведение,"-"-отсутствие
систематического изложения мат-ла.

В
рез-те этот метод не сформировал учащихся в историч.исслед.,поэтому
постановлением СНК от 34г.был восстановлен курс гражданской истории.Это
же постановление определило основы обучению истории.
1)хронологич.последовательность обязательна.2)образность,доступность
изложения.3)марксистское понимание истории4)наглядность изложения В
нач.школе введен подготовит.курс истории(пропедевтический курс),сущ-т
до сих пор для того,чтобы школьники привыкали к специфике
предмета,резко возростает роль учителя,т.к.не было учебников. С
к.30г. формировался подход,кот. в 60г. получил название линейного
принципа в обучении истории.С 5-10класс-поступательно история изучалась
от древней до современной.

Вопрос 10. Основные задачи обучения истории на современном этапе.
В
постсоветский период подход изучения истории изменяется. В 1992г.-закон
об образовании. Осн.требования к изучению:1)отказ от партийной
идеологии2)отношение к мировым ценностям3)принцип приоритета
личности4)оформлен современный гос.стандарт, кот.сделался
осн.документом. Установлен концентрический принцип обучения истории вместо линейного. Весь процесс делился на 2этапа(т.к.обязательные 9 классов) 1этап-с 5-9кл. - полный курс обучения(от древней до современной) 2этап-с 10-11кл. - более расширенное изучение предмета истории.

Т.о.в рез-те повторения учащиеся получали подробные исторические знания.

Февраль
2004г.-гос.стандарт образования,кот. закрепил эту систему, уточнил
задачи и цели,отменил 3уровня(минимальный,основной,продвинутый).

"+"-концентр.сист.для 10-11кл.,учителя разрабатывают свои подходы. "-"-повторный курс никак не сказался. сейчас роль учителя максимальна.

Вопрос 11. Пути и средства формирования исторических понятий. Формирование
понятийного аппарата отражается в терминах. Понятие - хар-ка явления.
Термин-обозначение явления. Термин насыщается понятием, в дальнейшем
может исп-ся без введения хар-ки признаков.

Требования
начанающему учителю:1)при формировании П.А.надо учитывать наличие и
роль конкретных историч-х представлений учащихся.2)рек-ся продумать
раннее введение термина и признаков, раскрывающих понятие.3)не стоит
забывать, что теоретич. обобщения возможны на основе ист.фактов,
д.б.взаимосвязаны и систематизированы.4)теорет.понятия должны вводиться
не изолированно, а в связи с уже известными, тогда происходит включение
понятия в общую систему теорет.знаний.5)активизация уч.деят-ти
,вовлечение в самост.работу при объяснении П.А.6)следует учитывать,что
сложные понятия требуют большего кол-ва времени и повторения. Работа такого рода повторения занимает весь период обучения (например,гуманизм)

Вопрос 12. Комбинированный урок. Звенья комбинированного урока. Комбинированный урок включает несколько этапов:1)проверка д/з2)объяснение нового материала3)закрепление4)объявление д/з

1)проверка
д/з должна отвечать требовагниям:включение всех в работу,учет
особенностей уч-ся,дифференциация проверки,связь содержания д/з с новой
темой,определение места проверки на уроке,должна учитываться мотивация
вопроса. Рекомендуется
проверять д/з с вопроса какую тему проходили,что изучали на прошлом
уроке,это включает весь класс в обсуждение.Д/з может быть в устой и
письменной форме.Ответы д.б.краткие,логически выстроенные,записи в
тетради без грамотических ошибок.

2)При
переходе к изучению нового материала важен логичечкий переход,учитель
должен вызвать интерес к новой теме,подчеркнуть связь с предыдущей
темой,напомнить об основных понятиях,определяя перспективу для изучения
послед-го материала.Осн.часть урока -устное изложение.Рассказ учителя с
учетом психологич.особенностей учащихся,особенности внимания
учитываются в первую очередь.Хар-на частая смена деят-ти метода
преподавания:составление таблиц,работа по карте. Следует учитывать,что
в изложение материала должна быть включена активная деят-ть
уч-ся,т.к.они приобретают устойчивые и прочные знания.Уч-ся лучше
усваивают односюжетный материал,а не многоаспектное изложение.Учитель
должен корректировать содержание материала,объясняя более трудную
часть,используя образные примеры и сравнение,в случае
необходимости.Концентрироваться на на сути темы,объясняя сложный
материал.

3)Закрепление материала-вторичное восприятие и осмысление материала,изучаемого на уроке. Цель-добиться
заоминания изучаемого материала,установить связь с ранее
изученным,усилить внимание учеников,проверить запоминание.Место
первичного запоминания зависит от хар-ра изучаемого
материала,рекомендуется поэтапное закрепление,сразу после рассказа
учителя. Проверяют:опорные факты,плследовательность
ист.событий,осн.содержание материала,хронологию,персоналии. Ответы
д.б.краткими без подробностей.В старших классах заменяют итоговым
выводом,его может делать учитель и ученики.

4)Д/з
д.б.конкретным и соответствовать цели урока,быть
разнообразным,посильныь и доступным.Назвав параграф учитель
разъясняет,на что надо обратить внимание,что запомнить,какие вопросы и
задания кому и как выполнять.Оно должно проверяться у большенства
учащихся.

Вопрос 13. Классификация уроков. Уроки вводный и изучения нового материала. Среди типов уроков выделяют:1)вводный2)изучение нового материала3)комбинированный4)обобщающее повторение. На
вводном уроке описываются основные хар-ки, объясняется хронология
материала,специфика предмета.Вводный урок должен помочь учащимся
восстановить в памяти основные знания предыдущего курса и дать общую
хар-ку нового курса истории.В содержании вводного урока важны
установки,помогающие ученикам войти в новую тему.При необходимости
учитель должен выявить уровень базовых знаний учащихся.

При
переходе к изучению нового материала важен логичечкий переход,учитель
должен вызвать интерес к новой теме,подчеркнуть связь с предыдущей
темой,напомнить об основных понятиях,определяя перспективу для изучения
послед-го материала.Осн.часть урока -устное изложение.Рассказ учителя с
учетом психологич.особенностей учащихся,особенности внимания
учитываются в первую очередь.Хар-на частая смена деят-ти метода
преподавания:составление таблиц,работа по карте.

Следует
учитывать,что в изложение материала должна быть включена активная
деят-ть уч-ся,т.к.они приобретают устойчивые и прочные знания.Уч-ся
лучше усваивают односюжетный материал,а не многоаспектное
изложение.Учитель должен корректировать содержание материала,объясняя
более трудную часть,используя образные примеры и сравнение,в случае
необходимости.Концентрироваться на на сути
темы,объясняя сложный материал. Закрепление материала-вторичное восприятие и осмысление материала,изучаемого на уроке. Цель-добиться
заоминания изучаемого материала,установить связь с ранее
изученным,усилить внимание учеников,проверить запоминание.Место
первичного запоминания зависит от хар-ра изучаемого
материала,рекомендуется поэтапное закреплени
е,сразу после рассказа учителя. Проверяют:опорные факты,плследовательность ист.событий,осн.содержание материала,хронологию,персоналии. Ответы д.б.краткими без подробностей.В старших классах заменяют итоговым выводом,его может делать учитель и ученики.

Вопрос 14. Проверка и оценка результатов обучения. Проверка
носит познавательный хар-р,проверяется развитие познавательных
способностей,формируются мировоззренческие ценности,играет важную
роль.Проверка оказывает влияние на формирование личности
учителя.Проверка д.б.целенаправленная,тщательно подготовленная.Практика
показывает,что от уровня требований зависит уровень подготовки
уч-ся.Учитель должен определиться в понятийном аппарате,задачах,целях
курса.Нельзя одинаково спрашивать весь материал.Осн.недостаток-учителя
требуют дословного воспроизводства материала,не умение
сконцентрироваться на главном.

При отборе материала следует учитывать след.критерии: 1)значимость содержания.2)продуманые
вопросы,их форма, формулировка ,
приемы(таблицы,карточки,беседа,дискуссии).Наиб.эффективно применять
методы,кот.обеспечивают осознанность материала. 3)прверка д/з
д.б.интересна,вовлекать в работу весь класс.

При
проверки знаний осн.задача ставится не в обобщении знаний,а лишь в их
выявлении и оценке.Во время фронтальных ответов уч-ся дополняют или
исправляют др.друга. При органи
зации обучения след.требования:1)учебники закрыты2)для справки открывается то место,кот.сказал учитель.3)ответ у дрски для индивидуального ответа4)инд.ответы нельзя прерывать дополнениями и замечаниями,но можно помочь наводящими вопросами.5)выслушивая особо медлительных проявлять такт 6)задать классу вопрос есть ли исправления или дополнения. 5-7 кл.активно уч-ют в ответах,в старших классах слабо.

Разбор
инд. ответа необходим,т.к.позволяет проверить подготовку всего класса в
целом,форм-ся стереотип изложения хронологич.материала.

Осн.внимание:причинно-следственным связям,ходу событий,этапу,рез-ту,значенгие. Организация
проверки возможна на любом этапе урока. При организации проверки
учитель должен соблюдать дифференц-й подход к уч-ся, нельзя спрашивать
плохоуч-ся редко,нужно держать на контроле. Должен учитываться принцип
посильности задания,при этом предупреждать,что максимальные балы
выставляются за наиб. сложные задания. Оценка выставляется в последнюю очередь. Критерии оценки регламентированы инструкцией Мин.образования.Введена 5бальная система. 5-высшая
оценка,за правильный ответ,кот.не нуждается в дополнении и
исправлении.4-за ответ в целом правильный,если в ходе ответа заданы
вопросы,и уч-к правильно на них ответил.3-за вцелом правильный
ответ,но без ответа на вопрос.2-за неправильный ответ1-за отказ от ответа. 5бальная
система разделяет оценки на удовлетворительные и неуд-е. Все поддаются
обучению,но необходима двусторонняя связб между учеником и учителем
.

Вопрос 15. Система работы с учебником истории. Учебник
выступает в качестве основы построения урока,Ф-ии
уч-ка:информационная(дает объем материала на каждый
урок),систематизирующая(обеспечивает последоват-ть
изложения),обучающая(облегчает усвоение
знаний),воспитательная(реализация воспитания в процессе обучения).

Первое
знакомство с учебником следует начать с его оглавления,поясняя,что дети
будут изучать,каковы хронологические рамки учебника.Затем учитель
знакомит школьников со структурой учебника,особенностями его
построения,видами текста,иллюстрациями и картами.На первых уроках
применяется прием объяснительного чтения.Он связывается из элементов
чтения,разъяснения и дополнения прочитанного,разбора
иллюстраций,беседы.Объяснительное чтение способствует осознанному
усвоению и закреплению в памяти уч-ся прочитанного. Когда только
начинается освоение этого приема,беседа предшествует чтению,а в
дальнейшей работе чтение предшествует беседе.Задания по учебнику
постепенно усложняются.Дети уч-ся нахоить фактический материал,выписать
его,самостоятельно формулировать ответы,т.к.в готовом виде их в
учебнике нет.Учебник может пригодиться ученикам и при проверке д/з.В
ходе опроса они обращаются к уч-ку за справкой,исправляют своих
одноклассников.Сам отвечающий может исправить свой ответ,прочитав
нужное место в уч-ке.В прцессе обучения формир-ся навыки
ист.мышления,умение ориентир-ся в ист.времени,локализовать ист.события
в пространстве,уметь работать с картой,логически излагать свои мысли и
тд.

Задача
учителя-приучить уч-ся выделять непонятные места уч-в,неизвестные им
термины.Важно приучить уч-ся не пропускать неизвестные слова и
выражения,а искать им объяснение.Для организации работы с уч-м можно
исп-ть памятки: 1)вдумайся в содержание проблемы2)определи круг
осн.вопросов3)выдели главное в содержании4)логично выстрой свой
ответ5)оформи рассказ ввиде таблицы и тд.

Вопрос 16. Система работы с учебником истории. Развитие навыков работы с учебником. В
основу заложен принцип развивающего обучения,т.е.познание мат-ла от
простого к сложному,обучение д.б.построено на посильной трудности. На
первых уроках применяется прием объяснительного чтения.Он связывается
из элементов чтения,разъяснения и дополнения прочитанного,разбора
иллюстраций,беседы.Объяснительное чтение способствует осознанному
усвоению и закреплению в памяти уч-ся прочитанного.Когда только
начинается освоение этого приема,беседа предшествует чтению,а в
дальнейшей работе чтение предшествует беседе.Задания по учебнику
постепенно усложняются.Дети уч-ся нахоить фактический материал,выписать
его,самостоятельно формулировать ответы,т.к.в готовом виде их в
учебнике нет.Учебник может пригодиться ученикам и при проверке д/з.В
ходе опроса они обращаются к уч-ку за справкой,исправляют своих
одноклассников.Сам отвечающий может исправить свой ответ,прочитав
нужное место в уч-ке.В прцессе обучения формир-ся навыки
ист.мышления,умение ориентир-ся в ист.времени,локализовать ист.события
в пространстве,уметь работать с картой,логически излагать свои мысли и
тд.

Задача
учителя-приучить уч-ся выделять непонятные места уч-в,неизвестные им
термины.Важно приучить уч-ся не пропускать неизвестные слова и
выражения,а искать им объяснение.Для организации работы с уч-м можно
исп-ть памятки: 1)вдумайся в содержание проблемы2)определи круг
осн.вопросов3)выдели главное в содержании4)логично выстрой свой
ответ5)оформи рассказ ввиде таблицы и тд. Т.о.при работе с уч-м у уч-ся должны быть след-е итоговые умения:

5кл.-выделять
главное в отрывке текста,исп-ть оглавление,составлять план рассказа.
6кл.-выделять главное в параграфе,испюв пересказе неск.источников.
7кл.-излагать материал неск.параграфов,составлять сложный план.
8-9кл.-сопоставлять тексты двух уч-в,составдять планы тем,.
10-11кл.-излагать материал по сквозным проблемам из нескольких
тем(образов.го-ва),углублять содержание уч-ка.

Вопрос 17. Проблемное изложение. Место
учебной проблемы между субъективным знанием и известным (научным)
знанием. Задача – ввести в оборот уже известный материал. Компоненты
проблемного обучения: проблемная ситуация, познавательная задача,
проблемные вопросы.

Проблемное изложение: учитель ставит проблему, сам ее решает. Структура
проблемного урока6 познавательная задача (проблемная ситуация), система
фактов (ее разрешение), возврат к решению познавательной задачи (оценка
разрешенности проблемы, анализ аргументов). Беседа может использоваться
в этапе разрешения вопроса. Структура эвристической беседы: познавательная задача, микрозадачи, возврат к познавательной задаче. При
создании пробл. ситуации учитель опирается на известный материал, уч-ся
должны отвечать"почему",она должна содержать противоречия.
Пробл.ситуация формируется подробно. При разрешении пр.задач
д.б.поставлены пробл.вопросы, кот. будут помогать решать поставленную
проблему. Разрешение проблемы может быть ввиде
беседы,т.к.активизируется деят-ть уч-ся,требует детальной разработки
урока,чтобы дискуссия прошла по направлению. Пробл.урок требует больше
времени, чем репродуктивный. Пробл.обуч. ввиде пробл. изложения
проводится только в старших классах, потому что быть хорошо развито
абстр.-логическое мышление.

Вопрос 18. Урок школьная лекция. Урок-шк.лекция-это
проблеиное обуч.По форме оргкнизации_это проблемный урок,он отличается
лекционным подходом к изложению.Лекция в школе отличается от лекции в
ВУЗе,лекционный материал-20-25мин.,оставшееся время на вопросы к ауд.

1)в
теч.урока надо активизировать внимание уч-ся (карты,схемы,таблицы и
вопросы,связывающие новый материал со старым.) 2)темп речи отличается
от вузовского,т.к.школьная лекция расчитана на формирование навыка
конспектир-я,значит темп д.б.медленнее. 3)темп речи не
одинаковый.Интанацией выделяются ключевые сведения,осн.материал,они
д.б.записаны полностью,остальной материал законспектирован. 4)при
организации шк.лекции учитеь д.б.убежден,что у уч-ся есть навыки
конспектирования(знают ли шк-ки что такое конспект,какие виды сущ-т. Конспеткы бывают 3видов:тезисный,цитатный,смешанный. Урок-шк.лекция
исп-ся,если излагается материал, обильно насыщенный фактическими
данными или материал,вызывающий затруднение для запоминания. "+"-этого подхода: 1)шк.лекция экономит время. 2)знания,кот.получены хорошо усваиваются. "-" 1)не каждый урок можно так организовать,т.к.это форма деят-ти-пассивная,должна исп-ся в крайних случаях.

Вопрос 19. Тестирование как форма контроля знаний. Критерии тестов:1)надежность 2)валидность Педагогический
тест представляет совокупность взаимосвязанных задач,повышающейся
сложности,позволяющий надежно и валидно оценить знания уч-ся. Совокупность тестовых заданий-"батарея тестов" или тестовые карты. Кол-во
тестовых заданий определяется понятием длина или объем теста.Кол-во
может быть разным.Среднее задание-около 20 тестовых заданий.Делятся на
составляющие варианты(А,В,С),разделены по степени сложности.

Этапы составления тестов:
1)объем материала для проверки(гл.,неск.гл.,раздел) 2)ур-нь сложности
тестов(виды тестов) 3)установление качественных параметров(диапозон
знаний),т.е.полнота,глубина,гибкость знаний. 4)составление
разл.тестовых заданий при исп.готовых решений. 5)от 3-6 вариантов
тестовых карт. 6)опред.кол-ва баллов за выполненные задания.
7)определение надежности измерения,т.е.подсчет меры ошибочности тестов.
8)экспериментальная пробация тест.карты.

Надежность теста-критерии качества теста,точность его измерений.

Сущ.3 подхода к измерению надежности:
1)повторное тестирование 2)составляются 2 параллельных теста,если дают
одинаковые рез-ты,значит они надежны. 3)внутренняя состоятельность
теста.

Валидность-соответсвие теста поставленным для контроля задачам. 1)если 90-100% ответов-тест не годен. 2)если меньше 10%-затруднителен. Норма-40-70% ответа. Альтернативные тесты-ответ на поставленный вопрос(1 правильный ответ),вариантов ответа от 4-5. Вариативные-2
или несколько правильных ответов. Распределительные-представляют собой
таблицу,тест не содержит неправильных ответов.

Вопрос 20. Активные формы обучения. Дидактические игры. Основная
задача активных методов – формирование учебного интереса, формирование
практических навыков, выработка творческого отношения к учебной
деятельности, формирование толерантности и т.д. Игровые
формы обучения: игра обособляется от обыденной жизни местом действия и
продолжительностью; разыгрывается в опред рамках места и действия,
имеет свой особенный порядок; будучи однажды сыгранной, она остается в
пространстве как акт творчества. В ходе игровых приемов появл
эмоционально-окрашенное отнош к процессу
обучения. Меняется система оценок: интересно – неинтересно и т.д. Такое
озвучивание действий учащихся развивает учебную мотивацию.

Формы организации урока: - урок-семинар (групповое занятие) Преимущества:
уровень толерантности поведения развивается (контактность, доброта,
вежливость, учтивость, терпение, доверительность, соц активность).
Решает социализирующие задачи. Практич рекомендации по делению на группы: 1. 4-6 групп; 2. 4-6 участников в группе.

Т.к.
большое кол-во групп затягивает время, большое кол-во людей не дает
активно участвовать всем. Деление происходит только учителем по
принципу разнообразия. Состав групп должен меняться, т.к. могут
образоваться «лучшие» и «худшие».

Рекомендации по выполнению заданий: задание озвучивается учителем; выработка четких критериев оценок; время на выполнение заданий.
Для начала работы дается сигнал и ведется под контролем учителя.
Если большинство учащихся испытывает затруднения, то учитель дает
рекомендации.

Представление
результатов: дается сигнал для окончания задания. Подведение итогов
должно быть озвучено. Рекомендуется сравнивать результаты групп. Если в
классе больше 24 чел, то оставшиеся переходят в категорию зрителей. Они
также должны работать. -ролевые игры.
Ведущий человек создает ситуации в роли для учащихся. Этот прием
выполняет след. задачи: помогает приобрести личностный опыт. Но
некоторым учащимся сложно выйти из роли. Поэтому: рамки игры должны
быть четко определены; правила, установленные педагогом
распространяются только в период игры; завершающий этап – анализ
действий. Игровое обучение вводится постепенно: сначала играет учитель,
а потом ученик.

Должна быть определена цель игры. Готовятся роли, уточняется деят наблюдателей. Рекомендуется добровольный принцип
комплектования актеров. Вопросы для обсуждения готовит учитель. Само
проведение: следует подготовить спец аудиторию, делается сообщение по
теме игры, роли раздаются заранее (а если нет, то дается время для
подготовки, наблюдателям дается задание). По окончании ролевых действий
следует начать этап обсуждения. Учеников необходимо научить благодарить
своих одноклассников; затем начинается обсуждение ситуации (какие
ситуации вы видели? Определите проблемы?); затем учитель обращается к
актерам (какими мотивами они руководствовались?). Если актеров было
мало, то можно попросить наблюдателей повторить сцену. Подводя итоги,
учитель воспроизводит высказанные мнения и комментарии. Система
деятельностных игр: познавательные, деловые,
имитационно-деятельностные, деятельностные игры обучающего типа,
полезно-практическая игра: ролевые – историко-этические – спектакль.

Вопрос 21. Уроки обобщающего повторения. Осмыслению
и обобщению изученного материала служат уроки обобщающего повторения по
темам, разделам и итоговое повторение по курсу в целом. Их
цель-систематизировать знания и создать целостную картину события,
помочь уч-ся перейти к обощению, установлению причинно-следственных
связей. Повторительно-обобщающие уроки могут быть ввиде практической
работы или беседы. Учитель проводит ее по заранее продуманному плану.
Обсуждение может проходить в ходе развернутых ответов отдельных уч-ся.
Иногда к повт.-обобщ. урокам относят школьные лекции, но на них бывает
сложно обобщить знания уч-в. Задача этих форм занятий в том, чтобы
повторить, закрепить, конкретизировать изученный материал. П.-О.урок
может включать также письменные работы уч-в: тесты, таблицы.

Уроки
итогового повторения проводятся в конце уч. года. это может быть
обобщающая беседа или лекция учителя. Их цель - закрепить знания
важнейших фактов, обобщить и подытожить изученное, проследить осн.
процессы от начала до завершения. Т.о. пройденное повторяется по
сквозным проблемам, а не в той последовательности, что на текущих
уроках истории. Такие уроки вырабатывают у уч-ся опред. точку зрения на
изученные события истории. Применяются знания, работа с таблицами,
графиками, картами. В их выводах и обобщениях содержаться новые знания.
Итоговое повторение должно содержать важные и трудные для уч-в проблемы
курса. Но необх. соблюдать тематическое и логическое единство
повторения, повторяя не слишком большие темы.

Цель урока-систематизация знаний уч-ся, деят-ти учителя, обмен знаниями, воспитательное воздействие. Основа анализа - целенаправленное
наблюдение. Цели поставленные перед анализом деят-ти учителя обесп. и
содержат целенаправленное наблюдение, обязательное условие пед.
анализа. Поставленные цели надо разделить на составные части. Цели
делятся на :стратегические, тактические и оперативные. Стратегич.
опред-ся в соответствии с образ. и позн. уч. целями, доминирующими в
уч.заведении. Тактич. цели для темы или конкретного урока. Оперативные
оценивают формы, методы, приемы.